Финансы,
12 марта 2001 г.
Пенсионная реформа в России: страхование или социальная помощь? 1359 просмотров
Действующая система пенсионного обеспечения в России не устраивает весьма многих: пенсионеров — из-за явно низкого размера пенсий; работодателей — вследствие непомерно высоких страховых взносов в пенсионный фонд; власть — по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров.
Приведем немного статистики. На 1 января 2000 г. минимальная пенсия с учетом компенсации составляла 410 руб. 43 коп., максимальная пенсия с учетом компенсации — 553 руб. 43 коп. Максимальная пенсия, рассчитываемая с применением индивидуального коэффициента пенсионера, составила 616 руб. 87 коп. Таким образом, на сегодняшний день пенсии в Российской Федерации составляют примерно 40-50% прожиточного минимума, при этом во многих регионах выплачиваются они далеко не регулярно. 37 млн пенсионеров современной России (а это почти четверть населения) оказались за чертой бедности. За последнее время средний уровень пенсий повысился, вышел ряд президентских указов, регулирующих данный вопрос. Однако незначительные повышения пенсий не способны решить проблему пенсионного обеспечения, которое продолжает оставаться в целом неудовлетворительным. Таким образом, чтобы предотвратить в ближайшее время крах государственного пенсионного обеспечения, который может повлечь за собой серьезнейшие социальные последствия, необходимо сделать переоценку ценностей, пересмотреть традиционную точку зрения преимущественного финансирования социального обеспечения за счет бюджета и на основе принципов распределения. Необходима новая философия пенсионного обеспечения, ориентированная преимущественно на собственные сбережения и на финансирование за счет частных фондов. Следует отметить, что в мире существует три базовых института пенсионного обеспечения.
Институт социальной помощи Данная форма защиты престарелых была единственной в советские времена. Недостатки этой системы, порождающей социальное иждивенчество и безответственность людей за собственное материальное благополучие, очевидны. Кроме того, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счет бюджетных средств. В рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе достойную пенсию.
“Финансирование на ходу” (система pay-as-you-go) Речь идет о системе распределения, когда работающее население и работодатели платят взносы в пенсионные фонды, из которых средства тут же расходуются на выплату пенсий неработающему населению. Это система носит, разумеется, государственный централизованный характер, так как ее невозможно создать на уровне предприятия или отрасли. Многие специалисты склонны рассматривать эту систему как систему обязательного социального страхования на принципах солидарности. Однако в данной системе отсутствует главный страховой принцип — эквивалентность взносов и выплат. Кроме того, система “страховых взносов” больше похожа на взимание налога с работников и работодателей на функционирование пенсионной системы. Данная система также усиливает социальное иждивенчество и отрицательно воздействует на общий уровень сбережений в стране, поскольку граждане, рассчитывая на государственные пенсии, несклонны делать сбережений на будущее. И еще, в моменты обострения экономической ситуации правительство пытается всячески ограничивать размер пенсий, что снижает покупательную способность пенсионеров. Подобное положение дел возможно вследствие того, что государственная система пенсионного обеспечения занимает монопольное положение, не давая пенсионерам права выбора. Недостатком этой системы также является и то, что она может стать объектом манипулирования со стороны различных политических сил.
Институт пенсионного страхования (накопительная система) Суть данной системы заключаются в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими “личного пенсионного фонда”. Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, на наш взгляд, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие. Такова пенсионная система, функционирующая на данный момент в Чили, Перу, Польше, Венгрии и других странах. Нынешняя российская пенсионная система представляет собою “среднее арифметическое” первых двух институтов с преобладанием социальной помощи. В основу модернизации системы пенсионного обеспечения России, на наш взгляд, должны быть положены страховые принципы. Что же происходило в системе пенсионного обеспечения в России за последние годы? С начала 90-х годов были принято большое количество законодательных актов, касающихся регулирования вопросов пенсионного обеспечения населения в России. Основным нормативным актом в этой области остается закон “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20 ноября 1990 г. Данный закон затрагивает важный момент функционирования пенсионной системы. В частности, в нем устанавливаются основные виды пенсии в РФ: трудовая, куда относятся пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, а также социальная пенсия “гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью”. Данный закон также касается вопросов, регулирующих основания права выхода на пенсию, минимального и максимального размера пенсий, надбавок к пенсии и так далее. Однако этот закон содержал лишь общие положения и требовал многочисленных дополнений и разъяснений. Министерство труда и Пенсионный фонд РФ совместными действиями во многом конкретизировали положения закона. Следующим важным шагом в создании правовой базы функционирования системы пенсионного обеспечения следует считать появление закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” от 1 апреля 1996 г. Этот нормативный акт определил государственное пенсионное страхование как вид страхования, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан, с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет. Плательщиками страховых взносов по данному закону являются “работодатели, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации”. Однако пенсии все еще носили уравнительный характер. Кроме того, действующее законодательство не предусматривало механизма индексаций пенсий в связи с ростом заработной платы в стране. Для решения этих проблем 12 июля 1997 г. был принят ныне “печально известный” Федеральный закон № 113 “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Согласно этому закону “пенсия в рублях устанавливается исходя из среднемесячной зарплаты в стране по индивидуальному коэффициенту пенсионера (ИКП). Для удобства это можно изобразить в следующем виде: П = СЗПС х ИКП, где: П — пенсия в рублях; СЗПС — среднемесячная зарплата в стране; ИКП — индивидуальный коэффициент пенсионера, который, в свою очередь, рассчитывается следующим образом: ИКП = П% х , где П% — размер пенсии в процентах по стажу; СЗП — среднемесячный заработок пенсионера. Размер пенсии в процентах определен статьей 16 ФЗ “О государственных пенсиях в Российской Федерации”: 55% при стаже 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин с увеличением на 1% за каждый год стажа сверх этого, но не свыше 75%. Другой сомножитель, отношение заработка пенсионера к заработной плате в стране, устанавливается путем их деления. При этом согласно Федеральному закону № 113 указанное отношение учитывается в размере коэффициента не свыше 1,2. Пытаясь хоть как-то дифференцировать уровень пенсий в стране, государство изначально заложило в формулу расчета пенсии несправедливо заниженные ограничения. Более того, сам ИКП, согласно тому же закону, не может быть больше 0,7. Последнее положение свело на нет все попытки законодателей справедливо дифференцировать уровень пенсий, увеличив разницу между ее максимальным и минимальным уровнем. Ограничение ИКП на уровне 0,7 вообще лишило закон всякого смысла, еще раз обнаружив несостоятельность государства в решении проблем пенсионеров. Исчисленные по новому методу пенсии у многих категорий населения оказались меньше прежних. Свою роль здесь сыграло и то, что при исчислении средней заработной платы в стране, входящей в формулу расчета пенсий, Министерство труда и социального развития использовало намеренно заниженные показатели, продемонстрировав своеволие органов исполнительной власти в толковании законов. Таким образом, мы видим, что все попытки спасти находящуюся на грани банкротства систему пенсионного обеспечения приводят к еще большей путанице при расчете пенсий, законодательной неразберихе и, как следствие, ухудшению положения пенсионеров. Ибо причины кризиса нынешней пенсионной системы кроются не только в экономической сфере, где произошел массовый обвал производства, появилась безработица и существенно снизилась заработная плата, но, в первую очередь, в механизмах пенсионной системы. Наша пенсионная система по сути своей осталась системой социальной помощи, а не страхования. В существующей системе пенсионных выплат около половины не увязаны с уплатой страховых взносов. Речь идет о многочисленных досрочных пенсиях на льготных условиях — за особые условия труда, работу на Севере, выслугу лет. Разумеется, многие эти выплаты оправданы, но производиться они должны за счет специально изысканных на то ресурсов, что, к сожалению, не было принято во внимание. Пенсионное обеспечение в нашей стране все в меньшей степени зависит от размеров страховых взносов, то есть нарушается главный принцип социального страхования — эквивалентность страховых взносов и выплат. На практике это означает, что независимо от стажа, уровня квалификации, средней заработной платы, с которой уплачивались страховые взносы, пенсии у всех категорий граждан примерно одинаковы. В целом в современной пенсионной системе России можно выделить, по нашему мнению, следующие недостатки: • основная финансовая нагрузка в пенсионном обеспечении (около 90% всех расходов) ныне ложится на работодателей; • не претерпела изменений распределительная функция системы. Размер пенсий, как и прежде, не зависит от объема страховых платежей. Введение так называемого “индивидуального коэффициента пенсионера” не смогло решить эту проблему; • пассивная роль населения в системе Пенсионного обеспечения сводится лишь к получению выплат; • деятельность пенсионного фонда носит “непрозрачный характер”, нередки случаи неэффективного и просто нецелевого использования средств; • неразвитость финансовых, особенно страховых институтов. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что нынешняя пенсионная система по своей экономической природе не соответствует новым экономическим реалиям. В этой связи главная задача ее модернизации состоит в создании системы страхования, основанной на принципах самоответственности граждан за собственное материальное благополучие, на принципах эквивалентности страховых взносов и выплат. Проблема выбора пенсионной системы для страны относится к стратегическим, базисным, затрагивающим жизнедеятельность нескольких поколений. Отсюда сложность ее решения. Новая пенсионная система должна более полно учитывать изменившиеся экономические и социальные условия, в которых ныне оказалось работающее население. В связи с этим нам представляется необходимым внедрить новую систему пенсионного обеспечения, основанную на накопительном страховании. Основной смысл реформы состоит в том, что каждому работающему гражданину открывается личный именной счет, на который он депонирует определенный процент своей ежемесячной заработной платы. Скажем, 10%. Точный процент должен быть назван после проведения соответствующих расчетов. Кроме обязательных по закону отчислений, гражданин при желании может вносить на свой счет и дополнительные взносы. Регулярные взносы каждого застрахованного поступают на его счет, образуя личный пенсионный фонд. Размер фонда увеличивается по мере накопления все большей суммы взносов. Хотя в основе предлагаемой системы лежит принцип индивидуальной капитализации, закон должен предусматривать гарантии застрахованным в отношении так называемых минимальных пенсий. Если застрахованный не накопил на своем лицевом счету сумму, достаточную для получения вышеуказанной минимальной пенсии, государство обязуется уплачивать субсидии в сумме, покрывающей разницу между накоплениями и размерами минимальной пенсии. По предлагаемой системе застрахованные могут открыть лицевой счет в одном из негосударственных пенсионных фондов и в любой момент по своему желанию перейти из одного фонда в другой, что должно обеспечивать эффективную конкуренцию между ними. Успешная реорганизация пенсионной системы по принципу накопительного страхования должна вселять в нас определенную уверенность. На наш взгляд, будущая новая пенсионная система должна не только повысить уровень социальной защищенности населения, но и укрепить социальное согласие в обществе.
КОНЫШЕВА А., САЖИНА М.
Вся пресса за 12 марта 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Пенсионное страхование, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|